История одного пилота: лучший вертолетчик Москвы рассказал о своей любви к небу

Паршиков Алексей Сергеевич — инструктор-методист-пилот летно-методического отдела ГКУ «МАЦ». Участвовал в ликвидации последствий крупнейшего в истории современной России пожара (по мнению журналистов) в ТЦ «Синдика» в 2017 году. Награжден медалями МЧС России «Участнику ликвидации последствий ЧС» и «Маршал Василий Чуйков».

В этом году Алексей Сергеевич принимал участие в тушении возгорания ТБО вблизи поселка Марушкино Троицкого и Новомосковского административных округов и пожара на складских помещениях на ул. Молодогвардейская.

Выпускник Сызранского высшего военного авиационного училища лётчиков имени 60-летия СССР. 23 года служил в ВВС Балтийского флота. 28 лет за штурвалом вертолета, 2000 часов налета — за это время Алексей освоил 5 типов воздушных судов: Ми-8, Ми-24 всех модификаций, Ми-26, Ка-27 и Ка-32.

Алексей Паршиков победил в номинации «Лучший пилот вертолета» в региональном этапе Всероссийского фестиваля «Созвездие мужества 2019».

«Безусловно, мне очень приятна победа в таком конкурсе, — смущенно комментирует Алексей Паршиков. — Но вообще я не считаю себя героем, я просто делаю свою работу».

Его история берет свое начало в городе Налайхе центральной Монголии, где родился Алексей. Как ребенок военного вертолетчика, он все детство провел в военных гарнизонах, а посещение аэродрома было неотъемлемой частью его жизни.

«Однажды на парковый день меня, 4,5-годовалого ребенка, посадили первый раз в кабину вертолета и дали подержаться за ручку, — вспоминает Алексей Паршиков, — а уж как поднялись в воздух, так меня и прошибло — буду пилотом!»

Даже частые переезды его семьи в различные уголки мира для прохождения военной службы не изменили желания Алексея быть вертолетчиком. Этот выбор был предопределен и неизменен.

В 17 лет поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков имени 60-летия СССР, где и состоялся тот долгожданный первый самостоятельный полет.

«Точнее сказать — попытка первого полета, — улыбается Алексей Паршиков. — Выходишь из кабины вертолета с единственным вопросом, что же это было. Чувство, будто никогда не научишься. Но вот часов через 7-8 налета приходит понимание, что ты на своем месте, и все получится».

После окончания училища распределение на службу в Ленинградский военный округ, затем — в Калиниград. Основными задачами были: огневая поддержка сухопутных войск, позже флотов; а также противовоздушная оборона по малоскоростным низколетящим целям.

Никогда не останавливаясь на достигнутом, Алексей уезжает в Санкт-Петербург на 2 года для дальнейшего обучения в Военно-морской академии имени Н.Г. Кузнецова. И снова служба в Калининграде.

Именно в этом городе Алексей находит свою половинку и, будучи старшим лейтенантом, женится.

Для пилота, впрочем, и для любого мужчины, очень важна поддержка семьи. И у Алексея она несомненно есть: жена, которая обеспечивает уют в их доме, и четверо любимых детей. Младшему ребенку Алексея — всего 4 года, и он не дает папе скучать в свободное от полетов время. Старший сын пошел по стопам отца и поступил в авиационное училище.

«Отговаривать сына даже не думал, профессия хорошая, — рассказывает Алексей Паршиков. — Будучи пилотом, можно попасть как в Вооруженные силы, так и в другие структуры. Главное, чтобы работа нравилась. Пока не жалуется».

После службы Алексей Паршиков 5,5 лет проработал заместителем по безопасности полетов начальника Центрального авиационно-спасательного центра (в последствии Жуковский АСЦ).

«Обеспечивали безопасность территорий от Урала и почти до Балтики, — вспоминает Алексей. — Эвакуировали раненых и пострадавших, тушили пожары. Тут я и освоил работу с внешней подвеской. Работы всегда было много, но, несмотря на должности, я всегда продолжал летать. Ничто мне неба не заменит!»

Узнав в 2017 году от знакомых, что в Московский авиационный центр требуются опытные пилоты — не медлил ни минуты. Отправил резюме, прошел собеседование и пополнил ряды вертолетчиков авиации экстренного реагирования столицы.

Не прошло и пару месяцев после трудоустройства в ГКУ «МАЦ», сразу после получения квалификационной отметки, буквально только ввели в эксплуатант — и сразу первый вызов: 10 октября 2017 года — крупнейший пожар в ТЦ «Синдика», расположенного на 65 км МКАД, неподалеку от московского района Строгино.

«Это был мой выходной день, — делится Алексей Паршиков, — нас подняли по тревоге в усиление дежурному экипажу. Работали двумя бортами, тушить пожар начали днем, а заканчивали уже в темное время. Несмотря на масштаб пожара, времени на эмоции нет — надо помогать тому, кто слева сидит, подсказывать, за параметрами следить. Обстановка сложная, рядом МКАД, там еще и в воздухе движение свое».

Пожар сопровождался взрывами, скорость распространения огня была молниеносной — за несколько часов увеличилась с 1 тысячи до 55 тысяч квадратных метров! Часть торгового центра обрушилась, а пожару присвоили 3 ранг сложности. При таких масштабах ЧС авиация не заменима. Экипажи пожарных вертолетов Ка-32А Московского авиацентра сбросили на очаг возгорания почти 500 тонн воды. Пилоты продемонстрировали максимальную эффективность и справились с поставленной перед ними задачей, невзирая на сложность возгорания.

«Справляться с такими ситуациями помогают высокий профессионализм и опыт пилотов, — рассказывает Алексей Паршиков. — За плечами у пилотов и бортовых механиков — десятки крупнейших пожаров, ликвидация которых проходила, как правило, в непростых условиях. Экипажи вертолетов работали слаженно, быстро и точно».

И в этом году Алексей принимал непосредственное активное участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории города Москвы по тушению пожаров на вертолете Ка-32А.

Так, в сентябре произошло загорание строительного мусора на полигоне ТБО на площади около 250 кв. метров. Несколько часов работы, почти 400 тонн воды, и пожар полностью ликвидировали.

В октябре Алексей участвовал в ликвидации возгорания на Молодогвардейской. Горели 1,5 тысячи квадратных метров складского помещения. И снова 3 ранг сложности из 5 возможных. Два экипажа ГКУ «МАЦ» работали на месте ЧС методом «карусели», друг за другом проливая горящее здание. Воду для тушения пожара вертолеты набирали в протекающей рядом Москва-реке.

«Сложность составляли ограниченность площади слива и довольно тяжелый водозабор: крутой берег усложнял заход на забор воды, — комментирует пилот. — Приходилось совершать маневры, чтобы вытащить наполненное водосливное устройство. Погодные условия также не благоприятствовали — боковой ветер заставил делать перерасчет траекторий слива огнегасящей жидкости».

Благодаря совместной работе наземных и воздушных служб пожар был полностью ликвидирован за 3 часа. Экипажами пожарных вертолетов было сброшено почти 200 тонн воды.

В данный момент Алексей Паршиков большое внимание уделяет процессу подготовки и становления молодых специалистов, передавая им приобретенный опыт и знания.

«Я занимаюсь вводом в строй вновь прибывших пилотов, провожу основные проверки летного состава, — рассказывает инструктор-методист-пилот Алексей Паршиков. — Мне нравится моя работа — это возможность делиться опытом с младшим поколением и продолжать летать, ведь каждый подъем в небо уникален».