Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Утверждены рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции в бассейнах и фитнес-клубах

Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 04.06.2020 утверждены методические рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в учреждениях физической культуры и спорта (открытых и закрытых спортивных сооружениях, физкультурно-оздоровительных комплексах, плавательных бассейнах и фитнес-клубах).

Рекомендациями предусмотрено, что перед открытием физкультурно-оздоровительных комплексов, плавательных бассейнов и фитнес-клубов должны быть проведены генеральная уборка помещений с применением дезинфицирующих средств по вирусному режиму, работы по очистке, дезинфекции и оценке эффективности работы вентиляционной системы.

Обязательным условием работы таких организаций является проведение термометрии бесконтактным способом. Не допускается к работе персонал с проявлениями острых респираторных инфекций (повышенная температура, кашель, насморк).

В организациях должно быть обеспечено соблюдение социального дистанцирования в местах общего пользования (холлы, стойки регистрации) не менее 1,5 метров с помощью сигнальной разметки.

При входе и в местах общего пользования должны быть организованы места обработки рук антисептическими средствами.

Персонал физкультурно-оздоровительных комплексов, плавательных бассейнов и фитнес-клубов при выполнении своих служебных обязанностей должны соблюдать меры личной гигиены, использовать маски и перчатки.

Кроме того, предусмотрена площадь залов для занятия спортом — 4 м2 на 1 посетителя; площадь зеркала воды в бассейне для групповых занятий акваэробикой — 5 м2 на 1 посетителя.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
О законности отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты

На территории Юго-Западного административного округа гражданам предписано использовать при посещении общественных мест, при пользовании транспортом общего пользования, а также такси, средства индивидуальной защиты органов дыхания.

К ним относятся маски, тканевые (марлевые) повязки, респираторы, иные средства защиты органов дыхания, которые обеспечивают защиту организма от воздействия опасных и вредных факторов.

Действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих разрешенную торговую деятельность, направленные на соблюдение гражданами-потребителями при посещении торговых объектов требования об использовании средств индивидуальной защиты органов дыхания, вплоть до отказа в оказании услуг (продажи товаров), не являются действиями, нарушающими права потребителей.

Обязанность использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания в общественных местах закреплена нормативным правовым актом и должна соблюдаться всеми жителями.

При этом граждане, не выполняющие установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории края, могут быть привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения).

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Внесены изменения в закон о занятости населения

Федеральным законом от 07.04.2020 № 108-ФЗ внесены изменения в Закон «О занятости населения в Российской Федерации».

В силу Закона гражданам Российской Федерации гарантируется:

  • свобода выбора рода деятельности, профессии, вида и характер труда;
  • защита от безработицы;
  • бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве службы занятости;
  • информирование о положении на рынке труда.

Статьей 7 Закона закреплены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения к которым, в частности, относятся: регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан, содействие работодателям в подборе необходимых работников, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, психологическая поддержка безработных граждан и др.

Нововведениями расширены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения. К ним отнесены: информирование о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации и организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.

Федеральный закон вступил в силу 07.04.2020.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Внесены изменения в закон о банкротстве в части моратория на возбуждение дел о банкротстве

Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», которыми предусмотрено право на введение моратория на возбуждение дел о банкротстве.

В частности, в исключительных случаях Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.

Мораторий может быть применен в исключительных случаях для обеспечения стабильности экономики, к примеру, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах.

В акте Правительства Российской Федерации о введении моратория могут быть указаны отдельные виды экономической деятельности, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, на которых распространяется действие моратория.

Также Федеральным законом от 24.04.2020 № 149-ФЗ внесены дополнительные изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве), в силу которых любое лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить об отказе от применения в отношении его моратория.

Для этого необходимо внести соответствующие сведения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

В данном случае, на такое лицо не будет распространяться действие моратория и ограничение прав и обязанностей, указанных в статье 9.1 Закона «О банкротстве».

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Расширен перечень случаев осуществления закупок товаров, работ и услуг у единственного поставщика в условиях распространения новой коронавирусной инфекции

Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которыми урегулирован порядок осуществления закупок товаров, работ и услуг у единственного поставщика в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.

С 1 апреля 2020 года закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи.

Кроме того, законом федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, подведомственным ему государственным учреждениям и государственным унитарным предприятиям предоставлено право осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика в целях выполнения специальных задач по обеспечению обороны и безопасности государства, в том числе противодействия терроризму.

Нововведениями в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

Предусмотренное изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.

Законом предусмотрена возможность установления Правительством Российской Федерации в период до 31 декабря 2020 года иных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определения порядка осуществления закупок в таких случаях.

В частности, дополнительные случаи осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядок их осуществления в настоящее время установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2020 № 647.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Утверждены правила предоставления субсидий для самозанятых

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2020 № 783 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, применявшим в 2019 году специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Субсидия предоставляется в целях возмещения расходов получателей субсидии, понесенных ими на уплату налога на профессиональный доход за налоговые периоды 2019 года.

Субсидии предоставляются на основании реестра, формируемого Федеральной налоговой службой.

Направление получателем субсидии заявления в налоговый орган для включения в реестр не требуется.

Условием включения получателя субсидии в реестр является наличие в мобильном приложении «Мой налог», предусмотренном Федеральным законом «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», сведений о действующей банковской карте получателя субсидии.

Субсидия перечисляется в размере уплаченной суммы налога за налоговые периоды 2019 года по состоянию на 30 апреля 2020 г.

Федеральная налоговая служба не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения от кредитной организации соответствующей информации уведомляет получателя субсидии о факте перечисления субсидии через мобильное приложение «Мой налог».

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
С 1 июля 2020 года возобновляется индексация пенсии пенсионерам-опекунам

Федеральным законом от 01.04.2020 № 86-ФЗ внесены изменения в статью 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», согласно которым опекуны и попечители исключены из перечня лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование.

В настоящее время пенсионеры, исполняющие обязанности опекунов или попечителей возмездно, относятся к работающим гражданам.

С 1 июля 2020 года пенсионеры, являющиеся опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, не будут приравниваться к работающим гражданам.

Таким опекунам будет производится ежегодная индексация страховой пенсии и фиксированных выплат к ней.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Особенности оплаты труда работников в день проведения военных парадов и артиллерийского салюта в ознаменование 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне

Указом Президента Российской Федерации от 29.05.2020 № 345 «О проведении военных парадов и артиллерийского салюта в ознаменование 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов и Парада Победы 24 июня 1945 г.» 24 июня 2020 года объявлен нерабочим днем с сохранением за работниками заработной платы.

Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в установленные сроки.

Исходя из анализа норм трудового законодательства, за этот день работник должен получить столько, сколько получил бы, если бы отработал этот день полностью (отработал норму рабочего времени при повременной оплате, выполнил норму труда при сдельной оплате).

Работникам организаций, которые в силу специфики работы продолжат осуществлять трудовую деятельность в нерабочий день, оплата будет производиться в обычном, а не повышенном размере, поскольку нерабочие дни не относятся к выходным или нерабочим праздничным дням.

Кроме того, указанный день не исключается из нормы рабочего времени, отпуск на этот день не продлевается.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Верховным Судом РФ разъяснен порядок применения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при новой коронавирусной инфекции в случае, когда срок действия водительского удостоверения истек

Частью 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды).

К административной ответственности по части 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также может быть привлечено лицо, срок действия водительского удостоверения которого истек.

В условиях реализации мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции Указом Президента Российской Федерации от 18.04.2020 № 275 водительские удостоверения, срок действия которых истек или истекает в период с 01 февраля по 15 июля 2020 года (включительно) признаны действительными.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020, действия водителя, выразившиеся в управлении транспортным средством в период распространения коронавирусной инфекции при наличии у него водительского удостоверения, срок действия которого истек в обозначенные в Указе Президента Российской Федерации даты, объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 КоАП РФ, не образуют.

Таким образом, лицо, срок действия водительского удостоверения которого истек, к административной ответственности по части 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может быть привлечено.

Аналогичным образом следует решать вопрос о наличии либо об отсутствии у лица права управления транспортными средствами при выявлении административных правонарушений, предусмотренных, например, частью 3 статьи 12.7, частями 1, 3 статьи 12.8, частями 1, 2 статьи 12.26, статьей 12.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении, срок обжалования которого приходится на день, объявленный указом Президента Российской Федерации нерабочим

В силу статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу, если оно не было обжаловано (опротестовано), по истечении 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Если окончание срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении приходится на день, объявленный нерабочим указами Президента Российской Федерации, последний день такого срока не переносится на следующий рабочий день, а постановление вступает в законную силу на следующий день, по истечении названного срока.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020, при исчислении соответствующих сроков вступления в силу постановлений по делам об административных правонарушениях следует учитывать, что в соответствии с частью 2 статьи 4.8 КоАП РФ срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток.

При этом судам указано на необходимость учитывать возможность восстановления срока для подачи жалобы в случае его пропуска по ходатайству лица, подающего жалобу (приносящего протест).

Ходатайство должно содержать указание на причины пропуска срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении.

Уважительными причинами могут быть признаны обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу жалобы, например, нахождение лица на лечении в медицинском учреждении, применение к лицу изоляционных мер различного характера в порядке, предусмотренном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения или мер ограничительного характера, примененных в соответствии с законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Однако необходимо учитывать, что уважительность причины пропуска срока обжалования должна быть подтверждена соответствующими доказательствами, в противном случае, суд может отказать в восстановлении процессуального срока.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Приняты дополнительные меры поддержки безработных граждан

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2020 № 844 в ряд нормативно-правовых актов внесены изменения, касающиеся величины пособия по безработице на 2020 год.

С 10 июня 2020 года гражданам, которым пособие по безработице назначено в размере минимальной величины в размере 1500 рублей, такое пособие за май-июль 2020 года устанавливается в размере 4500 рублей.

В отношении индивидуальных предпринимателей, прекративших свою деятельность в установленном порядке после 1 марта 2020 года и признанных безработными, пособие по безработице устанавливается в размере 12 130 рублей. Срок выплаты пособия — не свыше 3 месяцев, но не позднее 1 октября 2020 года.

Гражданам, имеющим детей в возрасте до 18 лет и признанным безработными, размер пособия по безработице в июне-августе 2020 года увеличивается пропорционально количеству таких детей из расчета 3000 рублей за каждого ребенка одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю).

Гражданам, которые утратили после 1 марта 2020 года право на получение пособия по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, выплата пособия продлевается на срок, не превышающий 3 месяцев, но не позднее 1 октября 2020 года.

Размер пособия равен суммам, причитающимся гражданину на день окончания установленного периода его выплаты, но не выше максимальной величины пособия по безработице, действующих на день принятия решения о продлении периода выплаты.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Гарантии для собственников жилых помещений, выселяемых из аварийного многоквартирного дома

Жилищным законодательством установлены гарантии для собственников жилых помещений, выселяемых из аварийного многоквартирного дома.

Положением статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что собственники жилых помещений, выселяемых из аварийного многоквартирного дома, имеют право на возмещение за изымаемые жилые помещения или по соглашению с собственником им предоставляются другие жилые помещения с зачетом стоимости изымаемого жилья.

Таким образом, при изъятии жилого помещения предусмотрено два варианта защиты прав собственников:

  • денежное возмещение, определяемое выкупной ценой (безусловное право);
  • предоставление другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену (при достижении соглашения).

При денежном возмещении цена изымаемого жилья складывается из рыночной стоимости жилого помещения, а также убытков, причиненных собственнику изъятием жилого помещения.

По общим правилам в такие убытки входят поиск нового жилья, переезд, временное пользование иным жилым помещением до переезда, оформлением права собственности на новое жилое помещение.

Важным фактором является то, что в выкупную цену жилого помещения, не могут включаться вложения, значительно увеличившие стоимость жилья (ремонт, утепление), при условии, что они сделаны с момента когда стало известно об изъятии жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению.

В том случае, когда было достигнуто соглашение о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого, на основании части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, такое помещение предоставляется с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

По смыслу указанной правовой нормы, если стоимость жилого помещения, передаваемого взамен изымаемого жилья, ниже определенной выкупной цены, то собственнику производится выплата разницы между стоимостью изымаемого и нового жилого помещения.

При условии, если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены, то обязанность по оплате разницы возлагается на собственника.

Следует отметить, что предоставление другого жилого помещения допускается только с согласия собственника изымаемого жилья и при наличии достигнутого соглашения.

Иная ситуация складывается в отношении граждан, чье право собственности на жилое помещение возникло после признания дома аварийным.

Так, Федеральным законом от 27.12.2019 № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон „О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства“ в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда»«, в часть 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым граждане, которые приобрели жилое помещение после признания многоквартирного дома аварийным, имеют право только на выплату возмещения, размер которого не может превышать стоимость приобретения такого жилого помещения. Получить другое жилое помещение они не смогут.

Исключением в рассматриваемом случае являются граждане, у которых право собственности возникло в порядке наследования.

Таким образом, если гражданин приобрел право собственности на жилое помещение признанное аварийным, по наследству в силу закона или по завещанию, такой гражданин имеет право при изъятии жилого помещения, как на денежное возмещение, так и предоставление другого жилого помещения.

В случае, если право собственности на признанное аварийным жилье возникло иным способом, за исключением наследования, то такой собственник имеет право лишь на денежное возмещение, определяемое выкупной ценой, при этом выкупная цена в данном случае не может быть выше стоимости, за которое такое жилье было приобретено.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Изменен порядок учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода семьи

Федеральным законом от 24.04.2020 № 125-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» и Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

Напомним, что ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка полагается, если размер среднедушевого дохода семьи не выше 2 региональных прожиточных минимумов для трудоспособного населения.

Принятым законом скорректирован порядок расчета среднедушевого дохода семьи.

Нововведениями установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина не учитываются доходы членов семьи или одиноко проживающего гражданина, признанных на день подачи заявления об оказании государственной социальной помощи безработными в установленном порядке.

Кроме того, в статью 4 Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» внесены изменения, согласно которым в расчет среднедушевого дохода семьи, учитываемого при назначении ежемесячной денежной выплаты (при обращении гражданина за её продлением), не будет включаться сама выплата.

Данные изменения распространяются также на размер выплат, начиная с 01.01.2018.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Внесены изменения в закон об образовании в части установления квалификационных разрядов, классов, категорий по профессиям рабочих, должностям служащих

Федеральным законом от 25.05.2020 № 158-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части установления квалификационных разрядов, классов, категорий по профессиям рабочих, должностям служащих.

Изменениями устанавливается, что документ о квалификации подтверждает получение квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение (при наличии) квалификационного разряда, класса, категории по результатам профессионального обучения (свидетельства о профессии рабочего, должности служащего).

Нововведениями определено, что перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием (при наличии) присваиваемых по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификационных разрядов, классов, категорий утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
С 1 июля 2020 года
возобновляется индексация пенсии пенсионерам-опекунам

Федеральным законом от 01.04.2020 № 86-ФЗ внесены изменения в статью 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», согласно которым опекуны и попечители исключены из перечня лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование.

В настоящее время пенсионеры, исполняющие обязанности опекунов или попечителей возмездно, относятся к работающим гражданам.

С 1 июля 2020 года пенсионеры, являющиеся опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, не будут приравниваться к работающим гражданам.

Таким опекунам будет производится ежегодная индексация страховой пенсии и фиксированных выплат к ней.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Вносить запись в личную медицинскую книжку о прохождении медицинского осмотра могут только государственные и муниципальные медицинские организации

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н утвержден перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), а также Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее — Приказ).

Так, при поступлении на работу на должности, предусмотренные указанным перечнем, кандидат в обязательном порядке проходит предварительный медицинский осмотр врачебной комиссией, на основании направления на медицинский осмотр выданного работодателем.

В соответствии с пунктом 33 Приказа данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету исключительно медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Верховный Суд Российской Федерации в своем решении от 21.01.2020 № АКПИ19-942 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 33 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (приложение № 3), утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н» подтвердил исключительное право на внесение записи в личные медицинские книжки только медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Оспариваемая норма не препятствует частным медицинским организациям в реализации их прав на осуществление медицинской деятельности и не содержит положений, ограничивающих право на проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.

Так, согласно пункту 4 Порядка предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности.

По окончании прохождения работником периодического осмотра медицинская организация оформляет соответствующее медицинское заключение.

Учитывая изложенное, медицинские организации частной системы здравоохранения вправе осуществлять медицинскую деятельность, в том числе проводить предварительные и периодические медицинские осмотры в соответствии с лицензией, предоставленной им в установленном законом порядке.

По результатам рассмотрения дела Верховным Судом отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим пункта 33 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (приложение № 3), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Вступили в силу новые требования к организаторам детского отдыха

С 1 июня 2020 года начали действовать дополнительные требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по организации отдыха и оздоровления детей.

Согласно вступившему в силу пункту 2.1 ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», юридические лица и индивидуальные предприниматели, не включенные в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, не вправе оказывать услуги по организации детского отдыха.

Оказание услуг по организации отдыха и оздоровлению детей юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не включёнными в реестр, согласно статье 14.65 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечёт за собой административную ответственность в виде штрафа в размере от 500 тыс. до 1 млн. рублей.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Внесены изменения в закон об образовании, касающиеся порядка проведения государственной итоговой аттестации в условиях режима повышенной готовности

Федеральным законом от 08.06.2020 № 164-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

В частности, при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части реализация образовательных программ, а также проведение государственной итоговой аттестации, завершающей освоение основных профессиональных образовательных программ, осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Дистанционный формат применяется вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах или в перечне профессий, направлений подготовки, специальностей, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно дистанционных образовательных технологий, если реализация указанных образовательных программ и проведение государственной итоговой аттестации без применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны.

Кроме того, в указанных случаях копии документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении, выданные в электронной форме (документ на бумажном носителе, преобразованный в электронную форму путем сканирования или фотографирования с обеспечением машиночитаемого распознавания его реквизитов), предоставляют доступ к образованию и (или) профессиональной деятельности наряду с документами об образовании и (или) о квалификации, документами об обучении, выданными на бумажном носителе.

Федеральный закон вступает в силу с 19.06.2020.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Утверждены особенности приема на обучение по образовательным программам высшего образования

Приказом Минобрнауки России от 03.04.2020 № 547 утверждены особенности приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2020/21 учебный год.

Особенностями предусматривается установление сроков приема документов и проведения вступительных испытаний в зависимости от дня официального объявления результатов последнего единого государственного экзамена, проводимого в основной период в соответствии с расписанием проведения единых государственных экзаменов.

Общий срок завершения проводимых организацией высшего образования вступительных испытаний — 23 календарных дня с даты объявления результатов ЕГЭ. При этом, сроки завершения вступительных испытаний каждая образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с правилами приема на обучение.

Информация о приеме на обучение, в том числе изменения и дополнения правил приема, размещаются на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно п. 7 Приказа для поступления на обучение поступающие подают заявление о приеме с приложением необходимых документов:

  1. в электронной форме посредством электронной информационной системы организации;
  2. с использованием суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Однако, установленные особенности не распространяются на порядок и условия приема в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Порядок получения бесплатной юридической помощи

Статьей 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» установлено, что право на получение бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:

  • граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума;
  • инвалиды I и II группы;
  • ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;
  • дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
  • лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;
  • усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;
  • граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;
  • несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);
  • граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
  • граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;
  • граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации;
  • граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:

  • правового консультирования в устной и письменной форме;
  • составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
  • представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в установленных случаях.
  •  

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Утверждены правила выплат гражданам, принявшим на сопровождаемое или временное проживание (под временную опеку) инвалидов, престарелых граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2020 № 797 утверждены Правила осуществления специальных выплат гражданам, принявшим на сопровождаемое или временное проживание (под временную опеку) инвалидов, престарелых граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Установлено, что специальная выплата за период с 1 апреля по 30 июня 2020 г. в размере 12 130 рублей ежемесячно предусмотрена:

работникам государственных и негосударственных организаций, принявшим на сопровождаемое проживание инвалидов и престарелых граждан из стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, взявшим на временное проживание (в том числе под временную опеку) инвалидов, престарелых граждан, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из организаций социального обслуживания, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

волонтерам и другим гражданам Российской Федерации, которые взяли на временное проживание (в том числе под временную опеку) инвалидов, престарелых граждан, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из организаций социального обслуживания, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для получения указанной выплаты необходимо до 1 октября 2020 года обратиться с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, с приложением копии документа удостоверяющего личность, и полномочия представителя (при наличии).

Указанное заявление рассматривается в срок до 5 рабочих дней, и при положительном решении, в течении 3-х рабочих дней социальная выплата зачисляется на счет, указанный в заявлении. При отказе в предоставлении социальной выплаты, территориальный орган Пенсионного Фонда направляет в течение 1 рабочего дня, следующего за днем принятия решения, принятое решение с указанием основания для отказа.

Постановление Правительства Российской Федерации вступает силу с 09.06.2020.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Порядок учёта и выдачи средств индивидуальной защиты работникам

Статьями 22 и 212 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда.

Наряду с иными обязанностями в сфере охраны труда работодатель, обязан за счет собственных средств обеспечить приобретение и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее -СИЗ), смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия.

Аналогичные требования закреплены в приказе Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290 н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты».

Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль выдачи работникам средств индивидуальной защиты.

Выдача и сдача средств защиты должна фиксироваться записью в личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты.

Сроки пользования средствами индивидуальной защиты исчисляются со дня фактической выдачи работникам.

Согласно пункту 22 Межотраслевых правил СИЗ, возвращенные работниками по истечении сроков носки, но пригодные для дальнейшей эксплуатации, используются по назначению после проведения мероприятий по уходу за ними (стирка, чистка, дезинфекция, дегазация, дезактивация, обеспыливание, обезвреживание и ремонт).

Пригодность указанных СИЗ к дальнейшему использованию, необходимость проведения и состав мероприятий по уходу за ними, а также процент износа СИЗ устанавливаются уполномоченным работодателем должностным лицом или комиссией по охране труда организации (при наличии) и фиксируются в личной карточке учета выдачи СИЗ.

За неисполнение обязанности по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты, их надлежащему учету и контролю частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения предусмотрена ответственность в виде штрафа: для должностных лиц в размере от 20 тысяч до 30 тысяч рублей; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20 тысяч до 30 тысяч рублей; для юридических лиц — от 130 тысяч до 150 тысяч рублей.

Также, необходимо обратить внимание на то, что согласно позиции Верховного суда РФ, изложенной в постановлении от 14.02.2020 № 44-АД20-1, продление работнику сроков носки СИЗ без надлежащего оформления, может быть приравнено к их невыдаче.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Внесены изменения в законодательство об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Федеральным законом от 25.05.2020 № 161-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

В частности, поправки в Закон об ОСАГО предусматривают установление страховщиками базовых ставок страховых тарифов (в границах минимальных и максимальных значений, устанавливаемых Банком России) в зависимости от факторов, влияющих на вероятность причинения вреда и на потенциальный размер причиненного вреда.

К таким факторам, увеличивающим стоимость полиса, отнесены: назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами или уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств, если оно повлекло причинение вреда здоровью или смерть одного или нескольких лиц; неоднократное привлечение к административной ответственности за проезд на запрещающий сигнал светофора или превышение скорости более чем на 60 км/ч; выезд на полосу встречного движения ; технические характеристики транспортных средств и др.

В случае самостоятельной организации проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества или его остатков, в целях исключения злоупотреблений со стороны водителей вводится обязанность потерпевшего информировать страховщика о месте и времени ее проведения.

Законом устанавливается обязанность страховщика на своем сайте разместить информацию о факторах, в зависимости от которых они устанавливают значения базовых ставок, а также обеспечить возможность осуществить расчет страховой премии по договору ОСАГО с учетом таких факторов.

Теперь Банк России устанавливает перечень факторов, применение которых не допускается при установлении страховщиками значений базовых ставок страховых тарифов, а также осуществляет контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования.

Кроме того, в период с 1 марта 2020 года по 30 сентября 2020 года включительно договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств может быть заключен без представления диагностической карты, но страховщику диагностическую карту необходимо будет представить не позднее 31 октября 2020 года.

Федеральный закон вступил в силу с 25.05.2020, за исключением отдельных положений.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Об использовании средств субсидий учреждениями пострадавших отраслей экономики

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 № 1390-р федеральным бюджетным и автономным учреждениям, осуществляющим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции предоставлено право на использование средств субсидии на следующие цели:

  • оплата труда работников учреждений в целях обеспечения уровня оплаты труда, установленного трудовым законодательством РФ;
  • оплата налогов и сборов, страховых взносов, установленных законодательством РФ;
  • оплата коммунальных услуг и затрат на содержание имущества.

Согласно распоряжению указанные расходы осуществляются, в том числе, за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности такого учреждения, независимо от объема оказанных ими государственных услуг (выполненных работ).

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
С 1 июня 2020 года расширены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание

Федеральным законом от 21.02.2019 № 12-ФЗ внесены изменения в статью 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве», которой установлены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание.

Нововведениями установлено, что с 1 июня 2020 года пристав-исполнитель не вправе обращать взыскания на денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, и гражданам, здоровью которых в результате чрезвычайной ситуации причинен вред различной степени тяжести.

При этом, требования о невозможности взыскания указанных видов доходов, закреплены и в иных статьях.

Так, статья 70 Закона закрепляет, что наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте, обнаруженные у должника либо хранящиеся в банках и иных кредитных организациях, изымаются, за исключением денежных средств, на которые в соответствии со статьей 101 закона не может быть обращено взыскание.

При этом ранее действующая редакция закона не предусматривала запрет на изъятие денежных средств, на которые не может быть обращено взыскание.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Расширен перечень отраслей, пострадавших в условиях распространения новой коронавирусной инфекции

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2020 № 745 расширен перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434.

Нововведениями в указанный перечень включены организации в области телевизионного и радиовещания, сетевые издания, информационные агентства, издание книг, газет, журналов и газет, а также печатание газет.

Таким образом, теперь они имеют право на получение установленных государством мер поддержки, в том числе на предоставление отсрочки по уплате налогов (за исключением НДС), арендных платежей за пользование государственным и муниципальным имуществом, получение беспроцентного кредита на неотложные нужды и выплату заработной платы и др.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Упрощен порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме

Федеральным законом от 25.05.2020 № 156-ФЗ внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, касающиеся проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В частности, исключена необходимость принятия общим собранием решения об использовании информационной системы при проведении общего собрания, а также определен порядок проведения первого общего собрания с использованием информационной системы.

Нововведениями также установлено, что при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы не позднее чем за 10 рабочих дней до даты проведения данного собрания лицо, осуществляющее полномочия администратора, размещает в системе и направляет собственникам сообщение о проведении собрания и о порядке представления отказа от такого собрания.

Установлено, что годовое общее собрание собственников помещений (товарищества собственников жилья) в многоквартирном доме в 2020 году, проводятся в срок до 1 января 2021 года.

В случае, если в уставе жилищного или жилищно-строительного кооператива предусмотрено проведение годового общего собрания членов данных кооперативов в срок не позднее 2 квартала года, следующего за отчетным годом, в 2020 году такое собрание проводится в срок до 1 января 2021 года.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Установлен предельный возраст для руководителей образовательных организаций высшего образования и научных организаций

Федеральным законом от 25.05.2020 № 157-ФЗ в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие особенности заключения и прекращения трудового договора с руководителями, заместителями руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования, научных организаций и руководителями их филиалов.

В частности, установлено, что трудовой договор с указанными лицами может быть заключен на срок до 5 лет.

Должности руководителей и их заместителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования, научных организаций замещаются лицами в возрасте не старше 70 лет.

Лица, замещающие указанные должности и достигшие возраста 70 лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

С учетом внесенных изменений, одно и то же лицо не может замещать такие должности более 3 сроков.

В отдельных случаях срок пребывания руководителя соответствующей организации в своей должности по достижении им возраста 70 лет может быть продлен.

С заместителями руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования, организаций науки, руководителями их филиалов заключаются срочные трудовые договоры, сроки действия которых не могут превышать сроки полномочий руководителей указанных организаций.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Утверждены временные правила работы вахтовым методом

В условиях реализации мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2020 № 601 утверждены Временные правила работы вахтовым методом, которые будут действовать до конца 2020 года.

В частности, правилами установлено, что в целях комплектования вахт перевод работника на другую работу для выполнения работ вахтовым методом допускается в пределах одного субъекта Российской Федерации.

В случае невозможности прибытия вахтового (сменного) персонала в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и невозможностью соблюдения в связи с этим продолжительности вахты, учетного периода рабочего времени работника, а также графика работы на вахте допускается их изменение только при выполнении установленных Правилами условий.

Увеличение продолжительности вахты допускается с письменного согласия работника, оформленного путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору.

Время простоя оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя, в том числе работникам, у которых закончился междувахтовый отдых, но которые не привлекаются работодателем к работе.

В случае отсутствия у работодателя помещений для прохождения работниками, приехавшими для выполнения вахтовых работ, необходимой временной изоляции (обсервации) ее прохождение осуществляется в обсерваторах, ближайших к месту осуществления вахтовых работ.

Срок необходимой временной изоляции прибывающих работников включается во время нахождения в пути с оплатой не ниже дневной тарифной ставки за каждые сутки.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Законодателем изменены правила обеспечения транспортной безопасности

В текущем году вступили в силу отдельные положения Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О транспортной безопасности“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности».

Названным законом существенно изменены требования Федерального закона «О транспортной безопасности» (далее — Закон), касающиеся категорирования и паспортизации объектов транспортной инфраструктуры (далее — ОТИ) и транспортных средств (далее — ТС).

Так, категорирование и оценка уязвимости проводятся теперь только в отношении ОТИ (за исключением установленного перечня объектов, не подлежащих категорированию).

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств не проводится.

Однако в специализированный реестр включаются теперь наряду с этими объектами, ОТИ, не подлежащие категорированию, и все транспортные средства (в значениях, определяемых Законом).

Согласно ст. 12 Закона субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны предоставлять в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полную и достоверную информацию для проведения категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренных его статьей 6.

Планы обеспечения транспортной безопасности разрабатываются на категорированные ОТИ на основании результатов оценки уязвимости. Планы по-прежнему утверждаются компетентными органами после направления их субъектами транспортной инфраструктуры на утверждение в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и их сроки определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности.

В отношении ОТИ, не подлежащих категорированию, и ТС разрабатываются паспорта обеспечения транспортной безопасности. Паспорта разрабатываются и утверждаются субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств по видам транспорта, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 Закона. Экземпляры паспорта направляются в компетентный орган в течение семи дней с утверждения.

Требования по обеспечению транспортной безопасности также претерпели изменения (далее — Требования).

Правительство Российской Федерации уполномочено установить отдельные Требования для объектов транспортной инфраструктуры различных категорий; объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию; транспортных средств; объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства; объектов (зданий, строений, сооружений), не являющихся объектами транспортной инфраструктуры и расположенных на земельных участках, прилегающих к объектам транспортной инфраструктуры и расположенных в границах охранных зон таких объектов транспортной инфраструктуры.

Согласно ст. 4 Закона ранее установленные Требования применяются до дня вступления в силу требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных статьей 8 Федерального закона «О транспортной безопасности» (в редакции настоящего Федерального закона).

Меры, содержащиеся в утвержденных планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, или транспортных средств, реализуются субъектами транспортной инфраструктуры до получения уведомления о приеме компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности утвержденного паспорта обеспечения транспортной безопасности.

При этом согласно ст. 13 Закона реализация Требований, установленных частью 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, в части оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС осуществляется поэтапно в сроки, установленные соответствующими планами обеспечения транспортной безопасности, до 1 марта 2020 года.

Исключение из этого правила, в частности, составляют объекты транспортной инфраструктуры и (или) транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо бюджетными учреждениями, созданными субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, оснащение которых техническими средствами обеспечения транспортной безопасности осуществляется поэтапно в сроки, установленные соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
С 31 мая 2020 года требование о наличии в автобусе для перевозки детей спутниковой навигации ГЛОНАСС является обязательным

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2020 № 245 внесены изменения в Правила организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 № 1177.

В силу установленных требований с целью организованной перевозки группы детей может использоваться автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует техническим требованиям к перевозкам пассажиров, оснащен тахографом и аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а также оборудован ремнями безопасности.

С учетом внесенных изменений дополнительные требования к оснащению автобусов аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS не будут применяться до 30 мая 2020 года, требования к году выпуска автобусов — до 30 июня 2020 года.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Усилена административная ответственность за нарушения в области воинского учета

Федеральным законом от 24.04.2020 № 132 — ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Напомним, что постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 719 утверждено Положение о воинском учете, которым определен порядок организации воинского учета граждан Российской Федерации, обязанных состоять на воинском учете, а также порядок осуществления воинского учета в организациях.

Статьями 21.1 — 21.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность для организаций за непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учете; неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет; несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете; несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете.

Нововведениями данная административная ответственность усилена и влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. до 3 тыс. рублей (ранее от 500 до 1 тыс. рублей).

Также усилена административная ответственность для граждан. Неисполнение обязанностей по воинскому учету, уклонение от медицинского обследования, умышленную порчу или утрату документов воинского учета влекут наложение административного штрафа в размере от 500 до 3 тыс. рублей (ранее от 100 до 500 рублей).

Кроме того, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в области воинского учета увеличен до 3 лет.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Указом Президента Российской Федерации признаны действительными некоторые документы

Указом Президента Российской Федерации от 18.04.2020 № 275 «О признании действительными некоторых документов граждан Российской Федерации» признаны действительными паспорт гражданина Российской Федерации, а также национальное водительское удостоверение, срок действия которых истек или истекает в период с 01 февраля по 15 июля 2020 года включительно.

Кроме того, для граждан, достигших в указанный период возраста 14 лет и не получивших паспорта гражданина Российской Федерации, основным документом, удостоверяющим их личность, является свидетельство о рождении или паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность за пределами территории Российской Федерации.

Порядок и сроки замены и выдачи указанных документов будут определены Министерством внутренних дел Российской Федерации.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Ответственность за неисполнение требований законодательства в сфере отдыха и оздоровления детей

Статьей 12.2 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлены особые требования к организациям, осуществляющим деятельность в сфере отдыха и оздоровления детей.

Такие организации обязаны создавать безопасные условия пребывания в них детей, представлять сведения о своей деятельности в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для включения в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления.

Организации, не включённые в такой реестр или исключённые из него, не вправе оказывать услуги по обеспечению отдыха и оздоровления детей.

С 1 июня 2020 года вступят в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми установлена административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

В частности, статьей 14.65 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за предоставление организацией отдыха детей и их оздоровления, не включенной в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, услуг по обеспечению отдыха и оздоровления детей.

Ответственность за совершение рассматриваемого правонарушения предусмотрена в виде административного штрафа в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Упрощена процедура приема в гражданство Российской Федерации

Федеральным законом от 24.04.2020 № 134-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Так, упрощенным порядком могут воспользоваться:

  • лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, если указанные лица имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, и не получили гражданство этих государств;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации и признанные носителями русского языка;
  • состоящие в браке с гражданином Российской Федерации и имеющие общих детей;
  • имеющие хотя бы одного родителя, с российским гражданством и проживающего на территории России
  • граждане Белоруссии, Казахстана, Молдовии и Украины
  • лица, получившие профессиональное образование в России после 1 июля 2002 и работающие в стране не менее 1 года.

Нововведениями иностранные граждане наделены правом не отказываться от имеющегося у них иного гражданства.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Усилена административная ответственность за самовольную перепланировку помещений в многоквартирном доме

Накануне Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон «О внесении изменений в ст. 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Напомним, что постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 № 25 утверждены Правила пользования жилыми помещениями, которые определяют порядок пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов, а также принадлежащими гражданам на праве собственности жилыми помещениями в многоквартирных домах.

Статьей 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение указанных Правил пользования жилыми помещениями, в том числе за самовольное переустройство и (или) перепланировку помещений в многоквартирном доме, которая предусматривала наказание только для граждан.

Нововведениями установлена административная ответственность также для должностных лиц и юридических лиц.

В частности, порча жилых помещений или порча их оборудования либо использование жилых помещений не по назначению влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тысячи до 1 500 рублей; на должностных лиц в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на юридических лиц — от 20 тыс. до 30 тыс. руб.

Самовольные переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тысяч до 2 500 рублей; на должностных лиц — от 4 тыс. до 5 тыс. руб.; на юридических лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. руб.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Продлен срок предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Указом Президента Российской Федерации от 17.04.2020 № 272 в связи с распространением новой коронавирусной инфекций продлен срок предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Так, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период 2019 года, срок подачи которых предусмотрен нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, представляются до 1 августа 2020 года включительно.

Также, до 1 августа 2020 года продлен срок представления руководителями федеральных государственных учреждений сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Право на отсрочку от призыва на военную службу получили старообрядцы

Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2020 № 256 предоставлено право на получение в 2020 — 2025 годах отсрочки от призыва на военную службу старообрядцам, прибывшим из-за рубежа на постоянное место жительства на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

Данное право предоставляется лицам, имеющим статус участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и осуществляющих трудовую деятельность в крестьянских (фермерских) хозяйствах, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа.

Указ вступил в силу 13.04.2020.