Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Изменены требования безопасности объектов культуры

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 № 176.

В силу требований органы и организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры, обязаны провести межведомственное обследование своих объектов, по итогам которого присвоить им категорию опасности и разработать паспорта безопасности на них.

Исходя из присвоенной категории, владельцами объектов реализуется комплекс мероприятий по антитеррористической защищенности, определенный для каждой из категорий.

22 февраля 2020 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 12.02.2020 № 135 «О внесении изменений в требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры», которым изменены критерии категорирования объектов культуры.

Так, нижний предел критерия материального ущерба для второй категории объектов поднят с 1 млн. рублей до 2. Соответственно ущерб менее 2 млн. рублей теперь является признаком третьей категории опасности.

Более того, перечень мероприятий по антитеррористической защищенности объектов дополнен необходимостью выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) на объект (территорию) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

Объекты второй категории предписано, в частности, охранять силами подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.

Отметим, что согласно внесенным изменениям ранее присвоенные категории для объектов в области культуры подлежат пересмотру.

С полным текстом документа можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Случаи государственного регулирования цен на лекарственные препараты и медицинские изделия установлены в законодательстве

Федеральным законом от 26.03.2020 № 67-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которые предусматривают государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также устанавливается порядок обращения с медицинскими изделиями.

В соответствии с нововведениями Правительство Российской Федерации в условиях чрезвычайной ситуации и (или) угрозы возникновения распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, наделяется полномочиями устанавливать цены на лекарственные препараты, не включённые в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (предельные отпускные цены производителей, предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей), а также цены на медицинские изделия.

Перечни таких лекарственных препаратов и медицинских изделий формируются и утверждаются Правительством Российской Федерации.

Введение особого порядка регулирования цен на лекарственные препараты, не включённые в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и медицинские изделия предусмотрено также в случае, если в течение тридцати календарных дней после принятия Правительством Российской Федерации решения о проведении мониторинга розничных цен на лекарственные препараты и медицинские изделия, включённые в утверждённые Правительством Российской Федерации перечни, на территориях субъектов Российской Федерации будет выявлен рост розничных цен на указанные лекарственные препараты и медицинские изделия на тридцать процентов и более.

В течение девяноста календарных дней со дня утверждения Правительством Российской Федерации перечней реализация и отпуск включённых в них лекарственных препаратов и медицинских изделий по ценам, превышающим цены, установленные Правительством Российской Федерации, не допускаются.

Федеральный закон № 67-ФЗ вступил в силу с момента официального опубликования — 26 марта 2020 года.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Досудебный порядок рассмотрения споров, связанных с назначением обеспечения по страхованию

1 апреля 2020 года вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 27.12.2019 № 486-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и статью 2.3 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Так, согласно внесённым изменениям решение территориального органа страховщика о назначении обеспечения по страхованию (в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем, в виде страховых выплат; в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая) в том числе относительно размера обеспечения по страхованию, или об отказе в назначении обеспечения по страхованию может быть обжаловано в судебном порядке только после его обжалования в вышестоящий орган страховщика.

Между тем, ранее действующая редакция закона не предполагала обязательного соблюдения досудебного обжалования, принятого страховщиком решения.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
С 1 апреля 2020 выросли размеры социальных пенсий

С 1 апреля 2020 года выросли размеры социальных пенсий.

Так, постановлением Правительства РФ от 13.03.2020 № 270 утвержден коэффициент индексации, который с 1 апреля 2020 года составляет 1,061.

Таким образом, социальные пенсии выросли на 6,1%.

Отмечаем, что в силу положений ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» индексация социальных пенсий производится ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Коэффициент индексации социальных пенсий определяется Правительством Российской Федерации.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Издан Указ Президента РФ о розничной торговле лекарственными препаратами для медицинского применения

Президентом РФ 17 марта 2020 года подписан Указ от 17.03.2020 № 187 «О розничной торговле лекарственными препаратами для медицинского применения», в соответствии с которым, в целях обеспечения доступности лекарственных препаратов для населения, предусмотрена возможность осуществлять розничную торговлю безрецептурными лекарствами дистанционным способом.

Напомним, в силу Постановления Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом», таким способом является продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

При этом необходимо отметить, что осуществлять такую продажу безрецептурных лекарственных средств дистанционным способом имеют право аптечные организации, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и соответствующее разрешение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.

Рецептурные препараты продавать, используя интернет-ресурсы, нельзя.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Скорректирован порядок предоставления единовременных выплат, назначаемых в связи с участием в мероприятиях по борьбе с терроризмом

Федеральным законом от 18.03.2020 № 54-ФЗ внесены изменения в часть 6 статьи 21 Федерального закона «О противодействии терроризму».

Такие нововведения нацелены на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2019 № 16-П «По делу о проверке конституционности части 6 статьи 21 Федерального закона „О противодействии терроризму“ и части 15 статьи 3 Федерального закона „О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат“ в связи с жалобой гражданина Е.А. Понкратова».

В соответствии с внесенными изменениями лицам, участвующим в борьбе с терроризмом, а также членам семьи погибшего лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, и лицам, находившимся на его иждивении, вне зависимости от предоставления единовременных пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, выплачиваются единовременные пособия, предусмотренные частями 2 — 4 статьи 21 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в случае гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом; в случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности или ранение, не повлекшее за собой наступления инвалидности).

Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Гражданский иск в уголовном процессе

Требование о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением гражданину, государству, организации в уголовном процессе называется гражданским иском.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 УПК РФ, предметом гражданского иска является требование физического или юридического лица, адресованное суду (следователю, дознавателю), о возмещении имущественного вреда, компенсации морального вреда, причиненного непосредственно преступлением.

Гражданский иск может быть предъявлен в период после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при рассмотрении уголовного дела в суде первой инстанции без уплаты государственной пошлины.

Гражданский иск в защиту интересов несовершеннолетних, лиц, признанных недееспособными либо ограниченно дееспособными в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, лиц, которые по иным причинам не могут сами защищать свои права и законные интересы, может быть предъявлен их законными представителями или прокурором, а в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных и муниципальных унитарных предприятий — прокурором.

После предъявления гражданского иска вышеназванные лица вправе:

  • поддерживать заявленные требования;
  • представлять доказательства;
  • давать объяснения и выступать в судебных прениях;
  • заявлять ходатайства и отводы;
  • бесплатно пользоваться переводчиком;
  • знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием;
  • отказаться от предъявленного иска до удаления суда в совещательную комнату (отказ от гражданского иска влечет за собой прекращение производства по нему);
  • по окончанию следствия знакомиться с материалами дела, относящимися к предъявленному иску;
  • получать копии процессуальных решений, относящихся к иску;
  • участвовать в судебном разбирательстве в судах всех инстанций;
  • знакомиться с протоколом и аудиозаписью судебного заседания и подавать замечания на них;
  • обжаловать приговор, определение и постановление суда в части, касающейся гражданского иска.

Следует учитывать, что гражданский истец не вправе разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 УПК РФ. За разглашение данных предварительного расследования гражданский истец несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Порядок распоряжения имуществом подопечного

Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат.

Опекун, в силу действующего законодательства, не вправе заключать кредитный договор и договор займа от имени подопечного, выступающего заемщиком, а попечитель не вправе давать согласие на заключение таких договоров, за исключением случаев, если получение займа требуется в целях содержания подопечного или обеспечения его жилым помещением. Кредитный договор, договор займа от имени подопечного в указанных случаях заключаются с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Кроме того, опекун не вправе заключать договор о передаче имущества подопечного в пользование, а попечитель не вправе давать согласие на заключение такого договора, если срок пользования имуществом превышает пять лет. В исключительных случаях заключение договора о передаче имущества подопечного в пользование на срок более чем пять лет допускается с предварительного разрешения органа опеки и попечительства при наличии обстоятельств, свидетельствующих об особой выгоде такого договора.

Недвижимое имущество, принадлежащее подопечному, не подлежит отчуждению, за исключением случаев, установленных законом и только при условии получения предварительного согласия органов опеки и попечительства.

При обнаружении факта заключения договора от имени подопечного без предварительного разрешения органа опеки и попечительства последний обязан незамедлительно обратиться от имени подопечного в суд с требованием о расторжении такого договора в соответствии с гражданским законодательством.

При расторжении такого договора имущество, принадлежавшее подопечному, подлежит возврату, а убытки, причиненные сторонам договора, подлежат возмещению опекуном или попечителем в размере и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Изменения в правилах распоряжения средствами материнского (семейного) капитала

Президентом РФ подписан Федеральный закон № 35-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала», нацеленный на расширение программы материнского капитала 1 марта 2020 года.

Данным законом с 1 января 2020 года право на получение семейного капитала предоставляется семьям при рождении (усыновлении) первого ребенка.

Право получить семейный капитал предоставлено также и мужчинам, которые являются единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшимся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года.

Размер сертификата составит 466 617 руб.

Семьи, у которых право на получение семейного капитала за рождение (усыновление) второго ребенка возникло до 31 декабря 2019 года, имеют право на сертификат с индексированным размером (466 617 руб.).

В случае рождения (усыновления) второго ребенка, начиная с 1 января 2020 года, размер семейного капитала увеличен на 150 тыс. руб. и составляет 616 617 руб. Аналогичная сумма с 1 января 2020 года предоставляется семьям, в которых родился или был усыновлен третий или последующие дети, если право на получение семейного капитала не было реализовано ими ранее.

Внесенными поправками продолжительность программы семейного капитала продлена до 31 декабря 2026 года.

Изменениями также скорректирован порядок обращения граждан за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в том числе, с 15.04.2020 предусматривается возможность получения сертификата в беззаявительном порядке.

Изменены сроки, необходимые для оперативного принятия территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации решения о выдаче либо об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, а также сокращен срок уведомления гражданин о принятых решениях — с пяти до одного рабочего дня.

Начиная с 01.01.2021 будут уменьшены сроки на выдачу сертификата (с 15 до 5 рабочих дней) и на рассмотрение заявки о распоряжении средствами капитала (с 1 месяца до 10 рабочих дней).

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
О дополнительных мерах, направленных на противодействие коррупции в сфере закупок

Изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2019 № 917 в дополнительные требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. № 656, вступают в силу с 1 января 2021 года.

Согласно требованиям ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» участником закупки не может быть юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу вышеуказанных изменений оператор электронной площадки будет самостоятельно проверять участника закупки на привлечение к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП и передавать данные сведения заказчику с 1 января 2021 года.

В настоящее время заказчик самостоятельно проверяет достоверность информации, которую декларирует участник закупки.

В случае допуска к участию в закупке лица, привлеченного к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ, лица, допустившие заявку данного участника, подлежат административной ответственности по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Информация о юридических лицах, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ, содержится на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации (https://genproc.gov.ru/anticor/register-of-illegal-remuneration/).

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Внесены изменения в Федеральные законы «О связи» и «О средствах массовой информации»

Федеральным законом от 01.03.2020 № 42-ФЗ «О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статью 66 Федерального закона «О связи» определён порядок предоставления информации в случаях, не терпящих отлагательств, для её распространения среди населения.

Согласно нововведениям, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий редакции средств массовой информации по обращениям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, направляемым редакциям в соответствии с территорией и формой распространения конкретного средства массовой информации, обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе в зависимости от формы распространения массовой информации выпускать в эфир сигналы оповещения и (или) экстренную информацию о возникающих опасностях, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите или публиковать указанную экстренную информацию.

Порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления с редакциями СМИ и операторами связи определяется Правительством РФ.

Федеральный закон вступил в силу 12.03.2020.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Изменены требования антитеррористической защищенности к объектам в сфере связи

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 № 1130 закреплены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федерального агентства связи, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, а также подведомственных им организаций.

До нововведений документ распространял свое действие только на объекты организаций, включенные в перечень, утвержденный Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2020 № 30 в Требования внесены изменения, которые вступили в силу с 01.02.2020, и в настоящее время Требования распространяются на объекты, находящиеся в ведении всех названных органов, подведомственных им организаций и всех организаций, относящихся к сфере деятельности указанных федеральных органов исполнительной власти.

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий (включая использование информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним), электросвязи (включая использование и конверсию радиочастотного спектра) и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, втом числе электронных (включая развитие информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), систем телевизионного (в том числе цифрового) вещания и радиовещания и новых технологий в этих областях), печати, издательской и полиграфической деятельности, обработки персональных данных, управления государственным имуществом и оказания государственных услуг в сфере информационных технологий, в том числе в части использования информационных технологий для формирования государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним, а также по выработке и реализации государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, отдельные здания, строения и сооружения, линии связи.

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий).

С полным текстом документа можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Про уголовную ответственность за незаконный оборот наркотических средств

Ответственность за незаконное производство, сбыт, пересылку наркотических средств лица привлекаются к уголовной ответственности по статье 228.1 УК РФ, предусматривающей наказание вплоть до пожизненного лишения свободы.

За незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов или растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества установлена ст. 228 Уголовного кодекса РФ и предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет.

За хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 229 УК РФ), предусмотрено наказание до 20 лет лишения свободы.

Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (контрабанда) в соответствии со ст. 229.1 УК РФ наказывается вплоть до пожизненного лишения свободы.

За склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов статьей 230 УК РФ установлена уголовная ответственность и наказание до 15 лет лишения свободы.

За незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено наказание до 8 лет лишения свободы (ст. 231 УК РФ).

За организацию либо содержание притонов или систематическое предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов предусмотрено наказание до 7 лет лишения свободы (ст. 232 УК РФ).

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Конституционный Суд РФ разъяснил, что лица, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, в анкете не обязаны заполнять сведения о наличии снятой или погашенной судимости

В силу статьи 16 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным согласно данному Федеральному закону для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, установленных законом ограничений, связанных с муниципальной службой.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 13.02.2020 № 8-П «По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона „О муниципальной службе в Российской Федерации“ в связи с жалобой гражданки Н.Г. Малышевой» разъяснено, что лица, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, в анкете не обязаны заполнять сведения о наличии снятой или погашенной судимости, поскольку это не является обстоятельством, препятствующим принятию данного лица на муниципальную службу.

При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет предусмотренные законом документы и сведения, которые в числе прочих включают в себя собственноручно заполненную и подписанную анкету по установленной форме.

В настоящее время применяется единая, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2005 № 667-р, форма анкеты, для лица, поступающего на государственную гражданскую службу или на муниципальную службу.

При этом, одним из обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на государственную гражданскую службу (равно как и прохождению государственной гражданской службы) препятствует также наличие у него не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости. В этой связи в пункт 9 анкеты был включен вопрос: «Были ли Вы судимы, когда и за что».

Вместе с тем в отношении граждан, поступающих на муниципальную службу, и муниципальных служащих аналогичное ограничение не предусмотрено.

В связи с этим в пункте 9 анкеты прямо предусмотрено, что он заполняется только при поступлении на государственную гражданскую службу, что предполагает отсутствие у гражданина, поступающего на муниципальную службу, обязанности указывать при заполнении анкеты сведения о наличии или отсутствии у него судимости.

Таким образом, непредставление гражданином при поступлении на муниципальную службу указанных сведений не должно влечь для такого гражданина, в том числе после поступления его на муниципальную службу, правовых последствий, предусмотренных законом для случаев несоблюдения такого рода ограничений (в частности, в виде расторжения трудового договора с муниципальным служащим в связи с несоблюдением ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой).

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
При многократном заключении срочных трудовых договоров, договор может быть признан заключенным на неопределенный срок

Возможность заключения трудовых договоров на неопределенный срок или же с указанием конкретного срока предусмотрена Трудовым кодексом Российской Федерации.

Срочный трудовой договор заключается на срок не более 5 лет в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения.

Необходимо отметить, что в случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

Статьей 59 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены определенные случаи, при наступлении которых допускается заключение срочного трудового договора: на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, на время выполнения временных (до двух месяцев) работ, для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона), с лицами, направляемыми на работу за границу.

Тем не менее, зачастую работодатель злоупотребляет своим правом, уклоняясь от заключения договора на неопределенный срок, многократно заключает с работником срочные трудовые договоры.

При этом, пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что при установлении в ходе судебного разбирательства факта многократности заключения срочных трудовых договоров на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции суд вправе с учетом обстоятельств каждого дела признать трудовой договор заключенным на неопределенный срок.

Судебная практика в таких случаях, как правило, защищает интересы работника организации.

К примеру, Верховный суд Российской Федерации в определении от 27.06.2014 № 41-КГ14-10 признал ошибочными выводы суда первой инстанции о заключении с истцом, являющимся пенсионером по возрасту, срочного трудового договора, срок которого с учетом дополнительных соглашений между работодателем и истцом не превысил пяти лет, о правомерности перевода истца на другую работу в период действия срочного трудового договора и увольнения по окончании срока трудового договора осуществлено без нарушения норм трудового законодательства. При этом, Верховный суд Российской Федерации указал, что в силу ч. 2 ст. 57 ТК РФ причина, послужившая основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с положениями Кодекса или иными федеральными законами, должна указываться в трудовом договоре в качестве его обязательного условия, однако, заключенные между сторонами по делу в 2008 — 2013 годах срочные трудовые договоры не содержали такого указания.

В связи с допущенными судами нарушениями действующего законодательства, которые привели к неправильному разрешению спора, Верховный суд направил дело на новое рассмотрение, по итогам которого решением суда трудовой договор с работником был признан заключенным на неопределенный срок, работник восстановлен на работе, с ответчика взыскана заработная плата за время вынужденного прогула.

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Нововведения в законодательстве об образовании

Федеральным законом от 01.03.2020 № 45-ФЗ внесены изменения в статьи 51 и 52 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Педагогическим сотрудникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

Академические права, которыми пользуются педагогические работники, определены статьей 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с обновленным законодательством, установленные для педагогических работников право на ежегодный основной удлинённый оплачиваемый отпуск и право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставлено руководителям образовательных организаций и их заместителям.

Кроме того, с 12 марта 2020 года руководители образовательных организаций, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки руководителям федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а руководителям образовательных организаций субъектов Российской Федерации, руководителям муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон вступил в силу 12.03.2020.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Внесены изменения в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»

Федеральным законом от 06.02.2020 № 15-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», которыми уточнены требования к образованию лиц, назначаемых на должности прокуроров.

Теперь согласно обновленному законодательству прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, получившие по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция», или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция», или высшее образование по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей «Юриспруденция», с присвоением квалификации «юрист».

Помимо того, нововведениями устанавливается, что особенности заключения договора о целевом обучении с обязательством прохождения службы в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации определяются Генеральным прокурором Российской Федерации.

Федеральный закон вступил в силу 17.02.2020.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Утверждены правила списания задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 17.02.2020 № 166 вступили в силу Правила списания и восстановления в учете задолженности физических лиц по денежным обязательствам перед Российской Федерацией.

К основаниям для списания задолженности физических лиц (индивидуальных предпринимателей) по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, возникшая из договоров и иных сделок, из судебных решений, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, относятся:

  • смерть должника или объявление его умершим,
  • признание судом обязательств и (или) сделок, по которым имеется задолженность исполненными (погашенными), недействительными, невозникшими (незаключенными), оформленными поддельными (подложными, ложными, фальшивыми, фиктивными, сфабрикованными, сфальсифицированными) документами, совершенными не существовавшими на момент совершения сделки (в том числе вымышленными, мнимыми, фиктивными) лицами, подставными, неустановленными, неизвестными лицами, а также иными лицами, не обладавшими на момент совершения сделки необходимой правоспособностью.

Порядок рассмотрения Министерством финансов Российской Федерации соответствующего представления на списание задолженности установлен вышеуказанными Правилами.

Следует отметить, что закрепленный порядок не распространяется на задолженность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и иных обязательных платежей.

27.02.2020 Постановление Правительства Российской Федерации вступило в силу.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Расширен перечень лиц, признающихся ветеранами военной службы

Федеральным законом от 18.02.2020 № 19-ФЗ внесены изменения в статью 5 Федерального закона «О ветеранах», в силу с которых ветеранами военной службы являются военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку):

  • проходящие (проходившие) военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Вооруженных Силах СССР, Объединенных Вооруженных Силах государств — участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, или постоянно проживавшие в Автономной Республике Крым и городе Севастополе на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крыми образования в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя, проходившие военную службу в дислоцированных на территориях Автономной Республики Крым и города Севастополя частях и организациях Вооруженных Сил Украины, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Украины была предусмотрена военная служба, награжденные орденами или медалями ССР или Российской Федерации, либо награжденные знаками отличияРоссийской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, при условии общей продолжительности военной службы 20 лет и более;
  • проходящие (проходившие) военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Вооруженных силах ССР, Объединенных Вооруженных Силах государств — участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы.

Указом Президента Российской Федерации от 19.05.1995 № 501 утвержден порядок и условия присвоения звания «Ветеран военной службы».

Федеральный закон вступил в силу 18 февраля 2020 года.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Установлена обязанность банков уведомлять клиентов о блокировке платежных карт и электронных кошельков

Отношения, связанные с регулированием порядка оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа определены положениями Федерального закона «О национальной платежной системе».

Напомним, что в соответствии с положениями закона использование электронных средств платежа реализуется на основании договора об использовании электронного средства платежа, заключенного оператором по переводу денежных средств с клиентом, а также договоров, которые заключены между операторами по переводу денежных средств.

Использование клиентом электронного платежного средства на основании полученного от клиента уведомления или по инициативе оператора по переводу денежных средств при нарушении клиентом порядка использования электронного средства платежа в соответствии с договором может быть приостановлено или прекращено оператором по переводу денежных средств.

Федеральным законом от 27.12.2019 № 490-ФЗ внесены поправки в статью 9 Федерального закона «О национальной платежной системе», которыми определено, что при приостановлении или прекращении использования клиентом электронного средства платежа в установленных случаях, оператор по переводу денежных средств обязан в этот же день предоставить клиенту информацию с указанием причины такого приостановления или прекращения.

Таким образом, банк (иная кредитная организация) в случае отказа в предоставлении клиенту услуги по переводу электронных денежных средств и о блокировке его платежной карты (электронного кошелька, интернет-банкинга) обязаны в этот же день уведомить об этом клиента с обязательным указанием причин отказа в предоставлении услуг и блокировки.

Федеральный закон вступил в силу 28.03.2020.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Установлен перечень документов, подтверждающих возраст лица, намеревающегося приобрести информационную продукцию, запрещенную для распространения среди детей

Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» закрепляет правила, направленные на противодействие распространению среди детей запрещенной информации.

А именно, законом установлена обязанность организатора зрелищного мероприятия (в том числе демонстрации фильмов при кино- и видеообслуживании), посредством которого демонстрируется информационная продукция, содержащая информацию, запрещенную для распространения среди детей не допускать на такое мероприятие лиц, не достигших совершеннолетия.

В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего продажу билетов или контролирующего проход (контролёр-билетёр) на зрелищное мероприятие категории «18+» (включая демонстрацию фильмов при кино- и видеообслуживании), сомнения в достижении лицом, желающим приобрести входной билет, либо пройти на такое мероприятие, совершеннолетия лицо, непосредственно осуществляющее реализацию входных билетов, или лицо, контролирующее проход на такое зрелищное мероприятие, вправе потребовать у посетителя документ, удостоверяющий личность.

Аналогичное право проверить документ, удостоверяющий личность, предоставляется при продаже информпродукции категории «18+» продавцу такой информационной продукции.

В целях реализации норм закона приказом Минкультуры России от 10.12.2019 № 1923 утвержден перечень документов, удостоверяющих личность и позволяющих установить возраст гражданина, который желает:

  • приобрести входной билет, получить приглашение или иной документ, предоставляющий право посещения зрелищного мероприятия (включая демонстрацию фильмов при кино- и видеообслуживании), посредством которого демонстрируется информационная продукция, содержащая информацию, запрещенную для распространения среди детей, либо пройти на такое зрелищное мероприятие;
  • приобрести, взять в прокат или аренду информационную продукцию, содержащую информацию, запрещенную для распространения среди детей.

К таким документам, в частности, относятся паспорт (общегражданский, заграничный, дипломатический, служебный), вид на жительство, удостоверение беженца, водительские права.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Приняты дополнительные меры, направленные на защиту прав инвалидов

В соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» все организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Учитывая внесенные Федеральным законом от 18.07.2019 № 184-ФЗ изменения в названную статью, с 1 июля 2020 года на всех парковках общего пользования вышеперечисленных объектов выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На граждан из числа инвалидов III группы распространяются нормы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2020 № 115 установлен порядок распространения на граждан из числа инвалидов III группы данной нормы закона.

В частности, с 1 июля 2020 года на инвалидов III группы будет распространяться порядок предоставления мест для бесплатной парковки транспортных средств, предусмотренный для инвалидов I и II групп.

Данным правом смогут воспользоваться инвалиды III группы, имеющие ограничение способности к самостоятельному передвижению любой степени выраженности (1, 2 или 3 степени), а также получившие до 1 июля 2020 года в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы опознавательный знак «Инвалид» для индивидуального использования и пользующиеся правом на бесплатное использование мест для парковки транспортных средств.

Сведения о транспортном средстве, управляемом инвалидом III группы при наличии указанных оснований, или транспортном средстве, его перевозящем, должны быть размещены в федеральном реестре инвалидов.

Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных правилами дорожного движения.

Постановление Правительства Российской Федерации вступает в силу с 1 июля 2020 года.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Внесены изменения в уголовно-процессуальное законодательство

В статьи 150 и 151 Уголовно—процессуального кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 18.02.2020 № 25—ФЗ внесены изменения.

Нововведениями установлено, что предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным изготовлением и оборотом порнографических материалов или предметов, когда такие деяния совершаются группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо с использованием средств массовой информации, в том числе информационно—телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет») (часть 3 статьи 242 Уголовного кодекса Российской Федерации), будет осуществляется в форме предварительного следствия следователями органов внутренних дел Российской Федерации.

Данные изменения будут способствовать повышению эффективности расследованию указанных преступлений, в том числе своевременному установлению лиц, совершающих такие деяния.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Введены изменения в закон о лицензировании

Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлен перечень видов деятельности, которые в обязательном порядке подлежат лицензированию.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия подлежит переоформлению в установленных законом случаях.

К таким случаям относятся: реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.

Федеральным законом от 27.12.2019 № 492-ФЗ установлено, что положением о лицензировании конкретного вида деятельности могут устанавливаться виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, выполнение, оказание которых не по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, указанному в лицензии, не требуют переоформления лицензии.

По смыслу действующей редакции Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу, не указанному в лицензии, до переоформления лицензии не допускается.

Также нововведениями установлено, что в случае, если положением о лицензировании конкретного вида деятельности не установлены виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, выполнение, оказание которых не требуют переоформления лицензии, при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Закреплены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду

В силу статьи 16.1. Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Согласно действующему законодательству, плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.2020 № 39 «О применении в 2020 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду» внесены изменения в раздел I ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах».

В 2020 году применяются:

  • ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах», установленные на 2018 год, с использованием дополнительно к иным коэффициентам коэффициента 1,08;
  • ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля, составляющая 61 рубль за тонну.

Постановление Правительства Российской Федерации вступило в силу 05.02.2020 и применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Изменены правила направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий

В рамках обеспечения реализации Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 862 утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.

Правила устанавливают перечень видов расходов, на которые могут быть направлены средства материнского (семейного) капитала в части или в полном объеме для улучшения жилищных условий, порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2020 № 141 внесены изменения в указанные Правила, которыми устанавливается возможность направления таких средств на счёт эскроу.

Напоминаем, что Федеральным законом от 27.06.2019 № 151-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», которыми предоставлены дополнительные гарантии защиты прав участников долевого строительства.

В частности, для обеспечения обязательств застройщика перед участниками долевого строительства предусмотрено использование счёта эскроу.

Так, если для строительства многоквартирных домов застройщик привлекает денежные средства граждан с использованием счетов эскроу в уполномоченных банках, то на этих счетах средства дольщиков блокируются и перечисляются застройщику только после исполнения им своих обязательств по договору.

Если происходит расторжение, прекращение или односторонний отказ одной из сторон от договора, внесенные на счет эскроу денежные средства возвращаются дольщику и (или) банку, предоставившему кредит на оплату цены договора.

С учетом внесённых изменений материнский капитал или его часть возможно направить на счет эскроу.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Упрощен порядок трудоустройства иностранных студентов, обучающихся в российских образовательных организациях

Федеральным законом от 06.02.2020 № 16-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Работодатели имеют право привлекать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.

Нововведениями установлен упрощенный порядок трудоустройства в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся в российских профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.

Такая категория иностранных граждан и лиц без гражданства могут осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации без получения разрешения на работу в свободное от учебы время, а работодатели имеют право привлекать и использовать иностранных студентов без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

В случае, если иностранный гражданин завершил или прекратил обучение в образовательной организации, трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенный с таким гражданином, подлежит прекращению.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Нововведения в Федеральный закон «О полиции»

Федеральным законом от 06.02.2020 № 12-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О полиции».

В соответствии с обновленным законодательством на полицию возложена дополнительная обязанность после оказания первой помощи лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует, сообщать в кратчайшее время (не позднее 24 часов) обо всех таких фактах близкому родственнику, родственнику или иному близкому лицу пострадавшего и сведения о направлении пострадавшего в медицинскую организацию.

Кроме того, законом на полицейских возложена обязанность по уведомлению о задержании лица его близкого родственника, родственника или иного близкого лица, в случае волеизъявления задержанного лица.

Прежде данные нормы предоставляли право на уведомление о задержании лица только близких родственников (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки) или близких лиц.

Таким образом, законодателем предоставлено дополнительное право задержанному лицу на уведомление любых родственников в независимости от степени родства.

Внесенными изменениями установлено, что в случае проникновения сотрудников полиции на земельный участок или в нежилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения, об этом информируется собственник земельного участка или нежилого помещения либо его представитель, если проникновение имело место быть в его отсутствие.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
С 1 января 2020 года расширен перечень причин инвалидности

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 02.08.2019 № 320-ФЗ в Федеральный закон «О ветеранах», к инвалидам боевых действий относятся лица, принимавшие в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории республики, получившие удостоверение ветерана боевых действий, являющиеся инвалидами и подтвердившие, что инвалидность возникла вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими в составе отрядов самообороны в этот период.

В целях реализации данной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2019 № 1454 внесены изменения в Правила признания лица инвалидом, утверждённые постановлением Правительства от 20.02.2006 № 95.

Нововведениями к причинам установления инвалидности отнесена инвалидность вследствие ранения (контузии, увечья), полученного в связи с участием в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 г. в ходе контртеррористических операций.

С учетом внесенных изменений данная категория граждан сможет претендовать на получение мер социальной поддержки.

Постановление Правительства Российской Федерации вступило в силу 1 января 2020 года.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
С 1 января 2020 года вступил в силу закон об ответственном обращении с животными

Отношения в области обращения с животными регулируются Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Одним из нововведений стал запрет с 1 января 2020 года выгуливать потенциально опасных собак без намордника и поводка независимо от места выгула.

В соответствии с перечнем потенциально опасных собак, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.07.2019 № 974, к ним относятся представители следующих пород и их метисов: акбаш, американский бандог, амбульдог, бразильский бульдог, булли Кутта, бульдог алапахский чистокровный (отто), бэндог, волко-собачьи гибриды, волкособ, гибрид волка, гуль дог, питбульмастиф, северокавказская собака.

Запрет не распространяется на случаи, если потенциально опасная собака находится на огороженной территории, принадлежащей владельцу этой собаки на праве собственности или ином законном основании, но о наличии этой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию.

Также устанавливается, что использование животных в культурно-зрелищных целях и их содержание осуществляются с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации от 30.12.2019 № 1937.

Физический контакт посетителей с опасными животными любого возраста и собаками, включенными в перечень потенциально опасных собак, запрещен.

В случае организации мероприятий, которые предусматривают физический контакт зрителей или посетителей с животными, такие мероприятия осуществляются при условии наличия в местах их проведения недоступной для людей зоны с укрытиями, куда животным должен быть обеспечен постоянный беспрепятственный доступ, а также в случае использования животных в культурно-зрелищных целях допускается в местах их содержания, в специально предназначенных для этого зданиях, сооружениях или на обособленных территориях, за исключением установленных случаев.

Кроме того, определен порядок деятельности приютов для животных.

Законом установлен запрет умерщвлять животных, содержащихся в приютах для животных.

Определены мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в соответствии с которыми установлены требования по отлову животных.

Федеральный закон вступил в силу 01.01.2020.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
С 1 января 2020 года изменены требования к учебной езде на дорогах

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2019 № 1734 внесены изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации в части допуска граждан к управлению транспортными средствами.

Ранее к обучению управлению автомобилем или мотоциклом допускались лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

В соответствии с внесенными изменениями в Правила дорожного движения к учебной езде на дорогах теперь допускаются обучающиеся вождению, достигшие возраста:

  • 16 лет — при обучении управлению транспортным средством категорий «B», «C» или подкатегории «C1» (легковые и грузовые автомобили, грузовики без прицепов);
  • 20 лет — при обучении управлению транспортным средством категорий «D», «Tb», «Tm» (автобусы, трамваи, троллейбусы) или подкатегории «D1» (18 лет — для лиц, указанных в пункте 4 статьи 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», — при обучении управлению транспортным средством категории «D» или подкатегории «D1»).

Вместе с тем, возраст, с которого предоставлено право на управление транспортными средствами, остался прежним.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации введены новые термины «обучающий вождению» и «обучающийся вождению».

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Можно ли оформить больничный лист если детский сад закрыли на карантин?

Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» установлено право одного из родителей на получение пособия по временной нетрудоспособности в случае карантина ребенка в возрасте до 7 лет, даже если ребенок не болеет.

Если в детский сад ходит ребенок, которому уже исполнилось 7 лет, оформление больничного листа не предусмотрено.

Для получения листка нетрудоспособности по карантину необходимо взять справку у врача-эпидемиолога в детской поликлинике, которая обслуживает детский сад, чтобы подтвердить факт введения карантина и его срок, либо обратиться к лечащему врачу ребенка в поликлинике, в которой он наблюдается.

Пособие по листку нетрудоспособности выплачивается за весь период карантина (начиная с первого дня).

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Можно ли вернуть деньги за туристическую путевку, отменную в связи с распространением коронавирусной инфекции?

В силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.04.2020 № 898-р деньги, уплаченные за туристический продукт (путевку) подлежат возврату туристам.

Вернуть денежные средства можно за путевки, поездка по которым планировалась в период с начала действия ограничений в страну временного пребывания, в частности, в связи с распространением коронавирусной инфекции, до 1 июня 2020 года.

Денежные средства будут выплачиваться за счет средств фонда персональной ответственности туроператоров.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
В какие сроки рассматриваются обращения управляющими организациями?

В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 порядок рассмотрения управляющей организацией, товариществом или кооперативом запросов (обращений) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме (далее — МКД) по различным вопросам утвержден Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.

Так, не позднее следующего дня после поступления обращения собственника жилого помещения в доме управляющая компания обязана предоставить:

  • пошаговую инструкцию о порядке установки индивидуального прибора учета;
  • информацию о сроках внесения платы за коммунальные услуги, последствиях несвоевременного или неполного внесения такой платы, обязательных и рекомендуемых сроках передачи показаний приборов учета исполнителю коммунальных услуг в соответствии с порядком и условиями приема таких показаний, которые установлены договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
  • сведения о размерах цен (тарифов), подлежащих применению при определении размера платы за коммунальные услуги, и реквизитах нормативных правовых актов, решений общего собрания собственников помещений в МКД (при их наличии), которыми они установлены;
  • информационную памятку, содержащую сведения о составе ежемесячной платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, контактные телефоны лиц, ответственных за начисление платы за коммунальные услуги;
  • информационную памятку о правилах безопасного использования ртутьсодержащих ламп и приборов.

Однако, если такая информация размещена на вывесках, расположенных у входа в офис управляющей организации, на досках объявлений, расположенных в подъездах многоквартирного дома, на официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в сети «Интернет», и является актуальной на момент рассмотрения запроса (обращения), то управляющая организация может просто сообщить место размещения информации по тем же каналам связи, по которым получен запрос (обращение).

В течение 3 рабочих дней со дня поступлении запроса (обращения) управляющая компания должна предоставить:

  • сведения об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества;
  • копию акта о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу собственника или пользователя, общему имуществу собственников помещений в МКД;
  • копию акта нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества.

Если запрос (обращение) собственника или пользователя помещения в доме не затрагивает ни один из вышеперечисленных вопросов, срок рассмотрения такого обращения — 10 рабочих дней.

За невыполнение обязанности по рассмотрению обращения или нарушение порядка рассмотрения заявлений, обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами) и ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований).

Квалификация зависит от существа заявления (обращения), от того, связано оно с выполнением управляющей организацией лицензионных требований или с соблюдением иных требований по управлению многоквартирными домами.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Какой срок установлен для отзыва заявления об увольнении по собственному желанию работником?

В силу статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен Трудовым кодексом или иным федеральным законом.

При этом, трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении по соглашению между работником и работодателем.

Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает возможность для работника в любое время отозвать свое заявление. Увольнение в этом случае не производится, если на его место не приглашен в письменной форме другой работник, которому в соответствии с требованиями законами не может быть отказано в заключении трудового договора.

Течение сроков, с которыми Трудовой Кодекс Российской Федерации связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.

Право работника на отзыв заявления об увольнение сохраняется даже в том случае, если работник уведомил работодателя о намерении продолжить трудовые отношения в последний день истечения двухнедельного срока предупреждения об увольнении.

При этом, уведомление об отзыве заявления об увольнения может быть произведено в любой форме (путем почтового или телеграфного отправления).

Так, Верховный суд Российской Федерации встал на защиту работника организации, которая телефонограммой направила работодателю заявление об отзыве заявления об увольнении в последний день перед увольнением.

Как указал Верховный суд Российской Федерации в своем определении от 10.08.2012 № 78-КГ-12-10, работодатель не удостоверился в намерении работника, отсутствовавшего на работе в последний день, не произвел с ней в этот день окончательный расчет, не выдал ей трудовую книжку и иные необходимые документы. Следовательно, работник не была лишена права на отзыв заявления об увольнении вплоть до окончания рабочего дня.

С целью восстановления трудовых прав работников решения нижестоящих судов были отменены, по делу принято новое решение, исковое заявление о восстановлении на работе удовлетворено.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Какие правила применяются при составлении совместного завещания супругами?

С 1 июня 2019 года вступили в силу изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, предусматривающие новый для граждан институт — совместное завещание супругов.

В силу п. 4 ст. 1118 Гражданского кодекса Российской Федерации совместное завещание может быть составлено только гражданами, состоящими в зарегистрированном браке.

При этом, в случае расторжения брака или признания брака недействительным как до, так и после смерти одного из супругов, совместное завещание утрачивает свою силу.

В таком завещании супруги имеют право по обоюдному усмотрению определить следующие последствия:

  • завещать общее имущество супругов, а равно имущество каждого из них любым лицам;
  • любым образом определить доли наследников в соответствующей наследственной массе;
  • определить имущество, входящее в наследственную массу каждого из супругов, если определение такого имущества не нарушает права третьих лиц;
  • лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения;
  • включить в совместное завещание супругов иные не противоречащие закону завещательные распоряжения.

Требования к супругам-заявителям предъявляются такие же, что и к единоличным завещателям.

Однако кроме них, при составлении совместного завещания применяются особые правила.

Так, совместное завещание должно быть заверено только у нотариуса, заверение у лица, обладающего нотариальными функциями, не предусмотрено.

Совместное завещание супругов, написанное одним из супругов, до его подписания должно быть полностью прочитано другим супругом в присутствии нотариуса.

Совместное завещание супругов не может быть закрытым, иначе оно будет признано ничтожным.

Кроме того, при удостоверении совместного завещания супругов нотариус обязан осуществлять видеофиксацию процедуры совершения совместного завещания супругов, если супруги не заявили возражение против этого.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Какая предусмотрена ответственность за оскорбление участников судебного разбирательства?

Статья 297 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за неуважение к суду, выразившееся в оскорблении участников судебного разбирательства, в том числе, оскорблении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия предусмотрена.

Как гласит действующее законодательство, под оскорблением следует понимать неприличные высказывания, жесты, действия, направленные на унижение чести и достоинства участников судебного разбирательства.

В данном случае потерпевшей стороной может являться любой участник судебного разбирательства (судья, присяжный заседатель, подсудимый, потерпевший, свидетель, истец, ответчик, третьи лица, прокурор, защитник, эксперт, специалист, переводчик, иные лица).

Ответственность за указанное преступление предусмотрена либо в виде штрафа до 200 тыс. рублей, либо обязательных работ на срок до 480 часов, либо исправительных работ на срок до 2 лет, либо ареста на срок до 6 месяцев.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Каким образом в условиях карантина можно зарегистрироваться в качестве безработного? В какие сроки принимается решение о назначении пособия по безработице?

Для того, чтобы получить статус «безработного», впредь не требуется личное присутствие.

Главным образом необходимо заполнить в электронной форме заявление в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России».

Решение о признании гражданина безработным принимается в срок не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

О размере и сроках выплат пособий по безработице гражданин уведомляется также в электронной форме.

Пособие по безработице начисляется с 1-го дня признания гражданина безработным.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
При каких условиях судом может быть вынесено заочное решение, какой порядок его обжалования?

Заочный порядок производства допустим в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии со статьей 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд выносит определение о рассмотрении дела в заочном порядке.

Согласно статье 236 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации копия вынесенного заочного решения высылается ответчику не позднее чем в течение трех дней со дня его принятия с уведомлением о вручении. Истцу, не присутствовавшему в судебном заседании и просившему суд рассмотреть дело в его отсутствие, копия заочного решения суда высылается не позднее чем в течение трех дней со дня его принятия с уведомлением о вручении.

Статья 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает право ответчика подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, — в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Статьей 238 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определены требования к содержанию заявления об отмене заочного решения суда.

Государственная пошлина при подаче заявления об отмене заочного решения суда не взимается.

В соответствии со статьей 240 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление об отмене заочного решения суда рассматривается судом в судебном заседании в течение десяти дней со дня его поступления в суд. Неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению заявления.

В порядке статьи 241 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотрев заявление об отмене заочного решения суда, выносит определение об отказе в удовлетворении заявления или об отмене заочного решения суда и о возобновлении рассмотрения дела по существу в том же или ином составе судей.

Согласно статье 242 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заочное решение суда подлежит отмене, если суд установит, что неявка ответчика в судебное заседание была вызвана уважительными причинами, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и при этом ответчик ссылается на обстоятельства и представляет доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Невыплата заработной платы: может ли работник не выйти на работу при таких обстоятельствах?

Работодатель, допустивший задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несет административную ответственность.

Согласно положениям ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении установленных сроков выплаты заработной платы, отпускных и (или) других сумм, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с процентами (денежной компенсацией).

Статьей 142 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае задержки выплаты зарплаты более чем на 15 дней работник вправе отсутствовать в свое рабочее время на рабочем месте.

Необходимо также отметить, что с целью исключения привлечения работника к дисциплинарной ответственности за прогул, последнему необходимо уведомить в письменном виде работодателя.

Возобновить работу работник обязан не позднее следующего рабочего дня после получения письменного извещения работодателя о готовности выплатить задолженность в день выхода на работу.

Однако законом предусмотрены случаи, когда приостановление работы не допускается:

  • в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;
  • в органах Вооруженных Сил РФ, иных организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;
  • государственными служащими;
  • в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;
  • работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Правомерно ли увольнение в связи с сокрытием от работодателя информации о наличии инвалидности?

Соблюдение правил заключения трудового договора является обязанностью как работодателя, так и лица, поступающего на работу.

При приеме на работу лицо предъявляет работодателю документы, перечисленные в части 1 статьи 65 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ).

Предоставление указанных документов является элементом процедуры заключения трудового договора и направлено на установление соответствия лица, поступающего на работу, предъявляемым требованиям.

Перечень документов является исчерпывающим, потому иные документы требовать от лица, поступающего на работу, запрещается.

При этом в отдельных случаях с учетом специфики работы может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.

Нарушение установленных правил заключения трудового договора в силу пункта 11 части 1 статьи 77 ТК РФ, влечет его прекращение, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.

Абзацем 2 статьи 84 ТК РФ также установлено, что трудовой договор прекращается вследствие нарушения правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в случае заключения трудового договора на выполнение работы, противопоказанной данному работнику по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном законом порядке.

Инвалидам в области трудовых отношений установлены повышенные гарантии, обеспечивающие реализацию ими права на труд наравне с другими работниками.

В определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2019 № 78-КГ19-46 дана оценка законности увольнения работника в связи с сокрытием от работодателя информации о наличии инвалидности.

В частности, судом установлено, что истец уволена с работы по пункту 11 части 1 статьи 77 ТК РФ (в связи с нарушением установленных правил заключения трудового договора, исключающих возможность продолжения работы). Поводом к увольнению послужил факт того, что при трудоустройстве на работу истец не указала, что является инвалидом с рекомендациями об индивидуальном режиме работы или работы в условиях сокращенного рабочего дня.

Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отмечено, что для правильного разрешения иска о законности прекращения с работником трудового договора в связи с нарушением правил заключения трудового договора, необходимо установить следующие обстоятельства:

  • факт нарушения при заключении трудового договора конкретных правил его заключения, исключающего возможность продолжения работы в случаях, определенных положениями статьи 84 ТК РФ;
  • невозможность дальнейшего осуществления работником трудовой функции по этому трудовому договору;
  • по чьей вине — работника или работодателя — был заключен трудовой договор в нарушение правил его заключения;
  • наличие у работодателя иной работы, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

Таким образом, работодатель в подтверждение законности увольнения работника в связи с нарушением правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы, должен представить доказательства того, что изначально заключенный трудовой договор противоречил закону.

Кроме того, при увольнении работника по пункту 11 части 1 статьи 77 ТК РФ в приказе об увольнении должно содержаться указание на то, какое именно нарушение из предусмотренных в статье 84 ТК РФ правил заключения трудового договора послужило основанием для увольнения.

В случае если работником сознательно скрыт от работодателя факт наличия инвалидности и индивидуальной программы реабилитации с рекомендациями об индивидуальном режиме работы, которые исключают возможность продолжения работы в прежней должности, необходимо указывать, что именно является препятствием к выполнению работы.

Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в действиях работодателя выявлены признаки дискриминации сотрудника в связи с состоянием здоровья, в связи с чем дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Предусмотрена ли ответственность работодателя за принуждение к увольнению?

Статьей 77 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены основания прекращения трудового договора, одним из которых является расторжение трудового договора по инициативе работника (статья 80 Трудового кодекса Российской Федерации).

Расторжение трудового договора по инициативе сотрудника правомерно в случае, когда подача заявления об увольнении являлась добровольным его волеизъявлением.

Трудовым законодательством запрещено принуждение к увольнению работника.

Статьей 3 Трудового кодекса Российской Федерации установлен прямой запрет дискриминации в сфере труда. Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Законом установлено, что лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

При этом если истец утверждает, что работодатель вынудил его подать заявление об увольнении по собственному желанию, то это обстоятельство подлежит проверке и обязанность доказать его возлагается на работника.

В случае установления факта принуждения к увольнению работника работодатель может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

 

Прокуратура Юго-Западного административного округа разъясняет
Имеет ли право образовательная организация привлекать учащихся к труду?

В силу статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ.

Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Статьей 34 Закона установлено, что обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами.

Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

Таким образом, образовательная организация с целью привлечения детей к труду обязана предусмотреть соответствующие мероприятия образовательной программой, включить их в учебный план, а в случае привлечения к труду детей, когда такие мероприятия не предусмотрены, образовательная организация обязана получить согласие несовершеннолетних и их родителей (законных представителей), обеспечив безопасные условия труда учащихся.

Часть 2 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закрепляет административную ответственность за нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод.

Действующим законодательством за данное правонарушение установлена санкция, предусматривающая наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; на юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.